Филиал автономной некоммерческой организации «Японский центр по развитию торгово-экономических связей»

Нижний Новгород sync

日本語   RU

place 603000, г. Нижний Новгород, ул. Максима Горького 117, офис 1101

settings_phone Тел.: +7 (831) 2162-112

mail info.nn@jc.org.ru

Главная chevron_right Семинары и стажировки chevron_right Бизнес-семинары chevron_right Веб-семинар "Оригами: искусство, наука, технология"

Веб-семинар "Оригами: искусство, наука, технология"

Путь оригами: от религиозных обрядов к науке и технике

Оригами – традиционное японское искусство складывания фигур из бумаги без клея и ножниц. У большинства людей слово «оригами» вызывает ассоциации с детскими поделками: каждый взрослый может научить ребенка складывать самолетик либо кораблик. Но с середины ХХ века к оригами начали проявлять интерес ученые в разных областях: инженеры, конструкторы, модельеры-технологи, физики и пр. Собственно, они и стали популяризаторами этого искусства среди широких масс.

О том, как это произошло, рассказал Роман Свиридов, директор Московского Центра Оригами на вебинаре «Оригами: искусство, наука, технология», бесплатно проводимом Японским центром в Нижнем Новгороде 22 января 2022 г.

В октябре 2021 года Японскому центру в Нижнем Новгороде исполнилось 20 лет. В честь своего юбилея Японский центр проводит уникальные вебинары, посвященные культуре, деловому этикету, языку и традициям Японии. Это четвертый вебинар данного цикла. О предыдущих трех можно прочитать в статьях «Японский язык: две азбуки и система иероглифов», «Японский меч как современный культурный феномен» и «Особенности японских традиций»

Роман Владимирович Свиридов – директор Московского Клуба Оригами, член Союза Художников России, дизайнер, педагог, автор статей по методологии оригами и изобразительного искусства, профессиональный оригамист (автор множества оригинальных моделей оригами, кинетических конструкций и технологий на основе метода складывания), член Центрального Правления Общества «Россия-Япония». В 2018 году награжден Орденом восходящего солнца с серебряными лучами за вклад в распространение в России японской культуры посредством оригами, за содействие в организации японо-российских обменов в области оригами, а также за углубление взаимопонимания между Японией и Россией.

Московский Клуб (Центр) Оригами создан в 1988 г. При поддержке Посольства Японии, Японского Фонда и Общества «Россия-Япония» Клуб Оригами проводит выставки, семинары и мастер-классы, издаёт учебные пособия и бумагу для складывания.

 

Искусство оригами зародилось в Японии примерно в 8-9 веке, этому предшествовало изобретение в 105 году в Китае бумаги и ее постепенное распространение в странах Азии. С начала 7 века секрет изготовления бумаги добрался до Японии, а спустя еще столетие японцы научились делать бумагу, превосходящую по качеству и прочности китайскую. Стало появляться множество мелких мастерских, занимающихся бумажным производством. Первая крупная бумажная фабрика появилась в Токио только в 1870 году, когда в стране работали более 35 тыс. частных мастерских по изготовлению бумаги.

Как только японцы освоили собственное производство бумаги, появилось оригами. Считается, что наиболее древняя фигурка – «водяная бомбочка», которой около 1000 лет. Изначально ооригами использовалось в религиозных обрядах. В синтоистских храмах при совершении обрядов используется гохэй – деревянная палка, к которой с двух сторон прикреплены бумажные ленты в форме зигзага – сидэ. Существует два десятка вариантов складывания сидэ. Считается, что самые сложные и необычные помогали привлекать ками – божественных сущностей.

Фото: гохэй, применяемый в синтоистских обрядах

 

В 12-14 веках искусству оригами обучались представители аристократии. Считалось хорошим тоном умение сложить записку в виде бабочки, цветка или геометрической фигуры. Различные знатные семьи стали использовать фигурки оригами в фамильном гербе. 

Начиная с 17 века, когда бумага перестала быть предметом роскоши, оригами стало распространяться среди народа и превращаться в популярное времяпрепровождение. С 18 века начали появляться новые фигуры, в частности, ныне традиционный японский журавлик (цуру), ирис и другие. Надувная лягушка, креветка и другие известные фигуры появились в 19 веке.

В 1797 году в Киото появляется первая книга про оригами – «Сэмбадзуру ориката» («Тайна сворачивания тысячи журавлей»). Название намекает на древнюю легенду, согласно которой тысяча сложенных бумажных птиц исполняет желание. В книге описывается как сложить журавлика 49-ю способами.

К началу ХХ века было придумано всего несколько десятков фигур с небольшими вариациями. Складывание фигурок подчинено определенной логике: из листа бумаги производятся сначала базовые формы, которые превращаются в фигурку.

Прорыв в области оригами произошел не так давно, в середине 20 века. Ёсидзава Акира, японский оригамист, родившийся в 1911 году, произвел революцию в этом искусстве. Он самостоятельно изобрел более 50 тыс. моделей оригами, разработал азбуку оригами, написал 18 книг, изобрел технологию мокрого складывания, чтобы получать фигурки округлой формы и в 1954 году основал в Токио Международный Центр Оригами. Именно благодаря ему оригами как искусство стало распространяться по всему миру: сперва появились центры в США и Великобритании, а в конце 80-х Центр Оригами появился в России.

Ёсидзава Акира в 22 года устроился работать на машиностроительный завод. Вскоре он стал чертежником и стал обучать других начертательной геометрии, используя фигурки оригами. В 1951 году журнал «Асахи Граф» решил проиллюстрировать одну из своих статей бумажными фигурками животных китайского календаря и обратился к Ёсидзаве. Журнал за январь 1952 года быстро раскупили, а автор фигурок стал известен за пределами Японии. В 1955 году его попросили организовать выставку в Амстердамском музее Стеделийк, с этого момента оригами начало распространяться в Европе. В 1978 году Ёсидзава Акира посетил Россию. За распространение искусства оригами в мире в 1983 году император Японии Хирохито наградил Ёсидзаву одной из самых высших наград — Орденом Восходящего солнца.

     

Ёсидзава Акира; Орден Восходящего солнца

Талант Ёсидзавы проявился также в том, что он превратил оригами в литературу. Он систематизировал технику складывания, описал базовые формы, условные обозначения, благодаря которым у людей появился стимул изобретать новые фигуры.

 

Эрик Жуазель – французский скульптор и оригамист. Создатель очень сложных фигур, которые сделаны из одного листа бумаги. Он специализировался на технике мокрого складывания без клея и ножниц. На создание первой фигурки ежа у него ушло 6 лет.

Одна из самых его известных работ – бумажный оркестр. Из бумаги тщательно проработаны не только инструменты, но и выражения лиц музыкантов. 

   

   

Эрик Жуазель; Еж Эрика Жуазеля; Оркестр Эрика Жуазеля

 

В настоящее время искусство активно развивается, техника оригами используется в разных областях науки и техники, появляется много молодых оригамистов во всем мире.

Роберт Ленг – самый известный современный оригамист, американский физик, автор множества изобретений, в частности, складной конструкции телескопа, основанной на принципах оригами. Последние годы он посвятил теории оригами и выпустил несколько книг.

Складная конструкция телескопа Роберта Ленга

 

Дэвид Брилл – долгое время был в Великобритании председателем общества оригамистов. Художник-живописец и изобретатель новых фигур. Его наиболее известная композиция – Георгий Победоносец, который усмиряет змея.

Дэвид Брилл – Георгий Победоносец

 

Найто Акира – с помощью микроскопа в 82 года смог сложить фигурку журавлика из квадрата тонкой пленки со сторонами 0,1х0,1 мм, поставив абсолютный рекорд. Фигурка умещалась на кончике иглы. С его слов, самой большой сложностью было статическое электричество, пленка быстро электризовалась и улетала в неизвестном направлении.

Журавлик, умещающийся на острие иглы от Найто Акиры

 

В России первым популяризатором техники оригами был Михаил Максимович Литвинов – математик, кандидат технических наук, первый председатель Московского Центра Оригами. Он увлекся принципом складчатых структур и увидел в легких, но прочных бумажных конструкциях перспективы для инженеров. С помощью оригами можно было наглядно моделировать многомерность пространства, о которой говорит математика.

С 70-х годов принципы оригами стали использоваться в технических сооружениях. В 1970-м астрофизик Корио Миура разработал схему, которой суждено было стать одной из самых известных и хорошо изученных схем складывания оригами: миура-ори. Узор складок создаёт мозаику, которая складывается и раскладывается одним движением. Эту идею Миура предложил в качестве модели складывания солнечную панели космического корабля. Она была осуществлена на японском спутнике Space Flyer Unit в 1995 году.

Чак Хоберман – инженер и архитектор, сотрудничавший с NASA. На основе принципов оригами он разрабатывал складные архитектурные сооружения, а особую известность приобрел как изобретатель складывающейся сферы Хобермана, которая стала прототипом популярной детской игрушки. 

     

Сфера Хобермана

 

В 1994 году архитекторы Алехандро Заера-Поло и Фаршид Муссави выиграли конкурс на постройку новой паромной пристани в Йокогаме. В идее дизайна сооружения также были заложены принципы оригами – складчатая структура, встроенная в рельеф города.

Портовый терминал в г. Йокогама – внутреннее и внешнее пространство

 

Российский художник и архитектор Вячеслав Колейчук – один из основоположников кинетического искусства, частью которого является оригами. Одна из его известных работ - самовозводящийся дом. Плоская складчато-прорезная конструкция, которая одним движением руки превращается в трехмерный объект.

Самовозводящийся дом

 

С 1980-х годов в оригами стало выделяться отдельное направление - «киригами» - изготовление фигурок и открыток из бумаги с помощью ножниц. В России эта техника была востребована в изготовлении детских книг с трехмерными движущимися фигурками. Эта техника положила начало архитектурному оригами, когда из одного листа бумаги вырезаются целые архитектурные комплексы.

Киригами – архитектурное оригами

 

В современном мире оригами вызывает большой интерес у дизайнеров, модельеров, конструкторов, архитекторов, скульпторов, художников, инженеров и пр. Оригами очень востребовано и в коммерческой сфере: в рекламе, изготовлении сувенирной продукции, оформлении помещений, магазинов, студий, проведении мероприятий и пр. Существуют даже театры, где декорациями и персонажами являются бумажные фигурки. Постепенно из увлечения узкой социальной прослойки в пределах одной страны искусство оригами охватило весь мир.

Тем же, кто хочет познакомиться с этим искусством, на сайте Московского Центра Оригами можно освоить базовые приемы и самостоятельно собрать классические фигурки.

 

©При использовании материала полностью или любой его части ссылка на сайт Японского центра в Нижнем Новгороде https://nn.jc.org.ru обязательна

На вашем компьютере установлен блокировщик рекламы. Ссылки на социальные сети недоступны.

Прием заявок окончен

Сайт использует файлы cookie в аналитических и маркетинговых целях. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием этих технологий.
Хорошо