6 июля 2021г. слушатели из Нижегородской, Самарской, Свердловской и Пензенской областей приняли участие в веб-семинаре "Платформа как бизнес-модель: ключевые моменты и методология стратегического развития", лектор Каваками Синитиро.
Программа вебинара:
-
´Особенности и рентабельность платформенной бизнес-модели
В традиционной бизнес-модели, где сама компания прямо или косвенно предоставляет ценность пользователям (другое название такой модели - «трубопроводная»), устойчивое коммерческое преимущество исходит изнутри компании, то есть из ее собственных технологий и производственных ноу-хау, способностей закупать необходимое сырьё и контролировать цепочку поставок. Для компании же, выбравшей платформенную бизнес-модель, преимущество рождается не внутри компании, а связано с количеством клиентов (пользователей) и объемом данных, который эти клиенты приносят.
Важно учитывать тот факт, что объём транзакций, являющихся основным источником дохода в платформенной модели, зависит от количества менее прибыльных на первый взгляд групп пользователей, не относящихся к группе платящих пользователей. По этой причине компаниям, работающим на базе платформы, на начальном этапе необходимо постоянно предоставлять ценность, привлекая новых (не являющихся платящими) пользователей. Пользователей, которых необходимо привлечь, называют «группой новых пользователей», и, наоборот, пользователей, которые являются источником дохода компании, называют «группой платящих пользователей».
На начальном этапе применения платформенной модели компания без ожидаемой прибыли несет расходы по наращиванию клиентской базы, однако по достижении мажоритарной доли в группе новых пользователей дальнейшее расширение клиентской базы происходит практически без затрат, поэтому зачастую можно рассчитывать на высокую рентабельность. Интернет-компании, например, каждая из компаний «большой четверки» (GAFA), обладают этими характеристиками, в связи с чем демонстрируют чрезвычайно высокий потенциал роста и прибыльность по сравнению с предприятиями трубопроводного типа.
-
´Процесс создания платформенной бизнес-модели и связанные с этим трудности
Четыре этапа создания и развития платформ для стартапов и предприятий малого и среднего бизнеса, проблемы, с которыми обычно сталкиваются компании в каждом процессе, и способы их решения на конкретных примерах японских предприятий:
(1) найти «нишу» с точки зрения клиентов
(2) создать новый опыт по заполнению «ниши» и максимизировать его ценность
(3) привлечь совместных партнеров для повышения ценности опыта, способствовать созданию взаимного сетевого эффекта
(4) распространить предоставление ценности на смежные области обслуживания клиентов, продолжать наращивать клиентскую базу и данные.
Раньше считалось, что платформенная модель имеет большое сходство с интернет-бизнесом, поэтому в качестве кейсов часто рассматривали интернет-компании из «большой четверки» GAFA. На лекции в качестве примера успешной японской интернет-компании платформенного типа рассмотрен кейс веб-сайта кулинарных рецептов Cookpad (этот сервис основан в 1997 году, в 2009 году включен в «материнский» список Токийской фондовой биржи).
Кроме того, до сих пор для многих собственников бизнеса остаётся открытым вопрос - можно ли преобразовать существующее предприятие «трубопроводной» модели в «платформенную» модель или эта возможность доступна только бизнесу «с нуля». Успешных примеров такого перехода практически нет - и не только в Японии, но и в мире. Так же, как и нет ноу-хау для такого перехода.
Редкий пример удачного перехода существующего бизнеса на платформенную модель - компания Park 24: паркинг автоматического типа (монетного), основана в 1971 году, зарегистрирована в JASDAQ в 1997 году, в начале 2000-х годов осуществила успешный переход на новую модель бизнеса. Разбор методов и ключевых моментов перехода существующего бизнеса на новую модель.
- 30 минут – сессия вопрос/ответ, подведение итогов