Филиал автономной некоммерческой организации «Японский центр по развитию торгово-экономических связей»

Нижний Новгород sync

日本語   RU

place 603000, г. Нижний Новгород, ул. Максима Горького 117, офис 1101

settings_phone Тел.: +7 (831) 267-21-12

mail info.nn@jc.org.ru

Главная chevron_right Семинары и стажировки chevron_right Бизнес-семинары chevron_right Веб-семинар "Японский меч как культурный феномен в первой четверти XXI века"

Веб-семинар "Японский меч как культурный феномен в первой четверти XXI века"

Японский меч как современный культурный феномен

Японский меч (во всем мире его называют «нихонто») оказал большое влияние на глобальную культуру, причем, в разных областях. Историки и археологи по сохранившимся до наших дней мечам изучают прошлые эпохи и исторических личностей. Филологи и фольклористы изучают мифы и сказания, связанные с теми или иными мечами. Японский меч интересен в контексте передачи оружейных технологий: их выплавки, ковки, ювелирных техник. Хотя в современном мире социальная прослойка самураев изжила себя, тем не менее, многие изучают и занимаются искусством боя на японских мечах для личностного развития.

 

Для популяризации нихонто в массовой культуре большую роль сыграли манги, аниме, кинематограф, компьютерные игры и прочая развлекательная индустрия. С конца ХХ – начала XXI века во всем мире, включая Россию, наблюдался взрывной интерес к японскому мечу и его коллекционированию. Этому способствовало огромное количество развлекательного контента.

Но на декабрь 2021 года несколько лет наблюдается повсеместное падение интереса к японскому мечу. С одной стороны, это связано с определенным насыщением информацией. А с другой, с тем, что последние два года из-за ковидных ограничений стало сложно ездить в Японию, чтобы заниматься изучением японского меча.

 

 

Вновь пробудить интерес к японскому мечу попытался Максим Никонов на вебинаре «Японский меч как культурный феномен в первой четверти XXI века», бесплатно проводимом Японским центром в Нижнем Новгороде 11 декабря 2021 г.

 

 

Максим Никонов – начальник отдела Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусства им. Пушкина. С 2005 года занимается реставрацией японских исторических мечей. С 2013 по 2018 гг. стажировался в музее меча при NBTHK (Япония, Токио). Выполнял реставрационные работы на более чем сотне исторических мечей, находящихся в частных коллекциях. NBTHK – Общество по сохранению Искусства Японского Меча, основанного правительством Японии в 1948 году для спасения японских мечей от уничтожения оккупационными силами.

 

 

Настоящий японский меч должен соответствовать четырем параметрам: должен быть сделан на японской земле из японской стали японским кузнецом и быть представлен богам в синтоистском храме. В Японии существует несколько организаций, которые занимаются классификацией и сертификацией мечей, а также сохранением и передачей технологии мечей в том виде, в котором они до нас дошли из глубины веков. По методикам этих организаций определяется, является меч нихонто или нет.

Как закалялась сталь?

Настоящий японский меч должен быть выплавлен из японской стали. Префектура Симане считается родиной шаровой или алмазной стали — «тамахаганэ». Тамахаганэ — это руда, состоящая из речного песка. Именно из этой руды производится сталь для всех видов клинкового оружия и ножей.

Получить тамахаганэ можно было в классических плавильных печах «татара», соединив раскаленное железо с углеродом (древесным углем). Татара перед каждой новой плавкой строилась заново – ее конструкция была такой, что готовую сталь извлекали, разрушая стенки печи. Весь процесс выплавки алмазной стали занимал около 5 суток: сутки, чтобы построить печь, 3 дня на выплавку, и еще сутки, чтобы извлечь металл.

По окончании процесса выплавки на дне татара образуется блок неоднородной стали с различной концентрацией углерода весом приблизительно около двух тонн, которую ещё предстоит сортировать.

По характерным признакам сталь распределялась на два типа каваганэ и синганэ. Каваганэ, прочной высокоуглеродистой сталью, кузнец обрамляет синганэ, более мягкую сталь (дословно – «сердце меча»). Затем кузнец проковывает, сваривая обе стали. Получается стальной брусок (сунобэ), соединивший в себе твердость и пластичность. Ему формируют хвостовик и острие. Тщательное проковывание молотом делает сунобэ одинаковой по толщине по всей плоскости. Затем заготовка вытягивается, выравнивается и формируется ее режущая кромка, острие, боковые ребра и обух. В этом процессе важно контролировать нагревание, чтобы не выжечь углерод. Если сунобэ слишком раскалить, молоток растянет сталь и разрушит композитное соединение металлов; обработка же недостаточно нагретой стали может вызвать поломку меча.

После ковки специальным ножом обрабатываются боковые поверхности, чтобы сгладить неровности. Напильником обрабатывается обух и режущая кромка, а затем шлифуется поверхность лезвия. Режущая кромка при этом не затачивается.

Закаленная сталь может быть хорошо заточена и будет сохранять остроту, но это не подходит для всего лезвия, так как при этом оно становится слишком хрупким. По этой причине, японские кузнецы-оружейники использовали методы укрепления только режущей кромки лезвия, оставляя тело – меча более гибким, способным поглотить удар.

Для укрепления режущей кромки поверхность лезвия покрывается слоем глины, затем лезвие нагревается в горне до температуры 700-900° С и быстро охлаждается в емкости с водой. Работа выполняется ночью при выключенном свете для того, чтобы кузнец мог видеть истинный цвет раскаленного лезвия и точно определить его температуру.

Полировка меча

После кузнеца меч попадает полировщику. Хороший полировщик обязан хорошо знать все аспекты клинка, который он обрабатывает, а также свойства применяемых камней. Неправильная процедура может привести к непоправимой порче клинка и его обесцениванию.

Предварительная полировка совершается тремя крупнозернистыми камнями, которые используются только для вновь откованных или сильно заржавевших клинков. Требуется до двух дней работы, чтобы восстановить правильные очертания и линии таких клинков. Полировку начинают от хвостовика, постепенно передвигаясь вдоль всего клинка, а дойдя до конца, переворачивают его на другую сторону. Когда мастер переходит на следующий камень, он немного меняет угол движения с тем, чтобы риски от предыдущего камня были четко различимы на фоне рисок нового – так он легко определяет момент полного устранения царапин от первого, более крупнозернистого камня.

Далее применяются все более мелкозернистые натуральные камни, а также разные камни для разных частей меча. На заключительном этапе полировки камни имеют вид пластинок бумажной толщины. Они наклеиваются на полупрозрачную бумагу и все вместе покрывается лаком. Каждый из камней позволяет выявить скрытые аспекты структуры меча. Завершающим этапом полируется острие.

Полировка меча занимает около трех недель. Не полируется только накаго – хвостовик меча, его паспорт. На нем кузнец ставит свою подпись, по которой отслеживается происхождение меча. Хвостовик никогда не очищается, так как по нему определяют подлинность и период. Даже если клинок не подписан, по хвостовику можно точно установить время и место изготовление клинка, вплоть до авторства кузнеца.

Создание оправы

Готовый клинок нуждается в оправе, косираэ, которая изготавливается вручную. Косираэ не только оправа для меча, но и аксессуар, дополняющий одежду самурая, так как меч всегда находился при нем. Поэтому внешнему виду косираэ уделялось не меньшее внимание, чем к самому мечу. По стилю оформления меча и способу ношения происходит классификация мечей. Один и тот же клинок в разных оправах может по-разному называться.

Рукоятка и ножны изготавливается из магнолии, так как ее структура не такая волокнистая и режется практически во всех направлениях. Также это дерево обладает антисептическими свойствами, т.е. жидкость (вода, кровь и т.д.), попав внутрь, не «бродит», а высыхает и высыпается из ножен, не причиняя клинку практически никаких повреждений.

Оплетение рукояти – характерная черта облика японского меча, появилась примерно в 16 веке во времена многочисленных междоусобных войн. До нашего времени сохранились и применяются десятки способов плетения и столько же материалов. Хлопок, шёлк, кожа, нити, замша и др. В сочетании с многочисленными стилями плетения это дает неповторимое многообразие.

Косираэ украшались фамильными гербами, что требовало особого ювелирного искусства.

На изготовление одного меча могут уходить месяцы. В Японии есть понятие минсю-тэки когэй (искусство, создаваемое вручную для повседневного использования людьми). Особое отношение к процессу производства меча как к созданию предмета искусства и позволяет сейчас, современным специалистам, узнавать и вспоминать мастеров, которые трудились над мечом сотни лет назад. Японские кузнецы и полировщики подняли свою работу на уровень искусства, и по этим древним технологиям японские мечи изготавливаются до сих пор. 

©При использовании материала полностью или любой его части ссылка на сайт Японского центра в Нижнем Новгороде https://nn.jc.org.ru обязательна 

На вашем компьютере установлен блокировщик рекламы. Ссылки на социальные сети недоступны.

Прием заявок окончен

Сайт использует файлы cookie в аналитических и маркетинговых целях. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием этих технологий.
Хорошо